Второй режиссёр — уникальный профессионал, человек-оркестр, отвечающий на съёмочной площадке практически за всё:
- организацию и планирование съёмочного процесса;
- дисциплину актеров и всех участников съёмки;
- размещение, питание, выполнение райдеров и капризов ведущих актёров;
- поиск и выбор мест для съёмок в соответствии со сценарием;
- налаживание отношений между продюсерами и режиссёром.
Впервые оказавшись на съёмочной площадке, люди могут принять второго режиссера за самого главного. Он, как правило, заметен сразу, так как стоит в центре площадки и громко командует всеми по рации или мегафону: «Все по местам! Занять исходные позиции! Тишина на площадке! Камера? Звук? Отмечаем дубль! Начали!» На английском языке профессия второго режиссёра справедливо называется 1st AD — First Assistant of Director – Первый ассистент режиссёра. Ведь именно он даёт импульс съёмочному процессу и обеспечивает его организованность, непрерывность и интенсивность.
Вспомните недавний сериал Валерия Тодоровского «Оттепель» и колоритный образ второго режиссера — Регины Марковны, которая была для всех мамкой, нянькой (в том числе, для режиссера) и решала все производственные, технические, административные и бытовые вопросы. Одним словом, капитан корабля под названием «КИНО».
Второй режиссёр создаёт условия для комфортной работы режиссера и оператора. Из хаоса и беспорядка, образованного большим количеством людей и техники, он организует чёткий порядок и творческую атмосферу, без которых невозможно проведение съёмок. То есть, каким-то немыслимым образом сочетает несочетаемое. Только он один знает: где сегодня проходят съёмки, какие эпизоды снимают, какие актеры заняты, когда будут готовы декорации и реквизит. Он как полководец сводит в нужное время в нужном месте человеческие и материальные ресурсы. Придя в павильон, режиссер-постановщик спрашивает второго режиссера: «Что мы сегодня снимаем?»
Ответственность второго режиссёра распространяется абсолютно на всё. Если оператор только снимает кино, звукорежиссер — озвучивает, актеры — играют роли, то есть каждый занят исключительно своим делом, то второй режиссёр отвечает за всех и за всё! Довольно часто о нем говорят: второй режиссер — не второй режиссер, а скорее, ГЛАВНЫЙ режиссер в любом проекте. Второй режиссер отвечает за все оплошности производственных отделов.
У второго режиссера, как у волшебника, не бывает ответа: «Нет». Но есть ответ: «Да, дайте пять минут подумать». Как показывает практика, почти ничего невозможного для второго режиссера не бывает. Хотя ситуации бывают всякие: пробки на дорогах, неожиданные болезни, беременности ведущих актрис.
Объём информации, которую приходится держать в голове второму режиссёру, огромен:
- в какую смену какие актеры снимаются;
- какой реквизит используется в каждой сцене;
- какие костюмы и когда следует надевать;
- когда кому гримироваться;
- каким образом осуществляется компьютерная графика.
Профессионализм второго режиссера считается высочайшим в том случае, если в момент приезда режиссера-постановщика на съемки свет выставлен, камеры стоят, реквизит готов, актеры помнят свой текст и готовы к репетициям или съёмке. Режиссёру-постановщику остается выпить чашку кофе и дать команду к началу съёмок.
Содержание
Особенности профессии
На съемках главная задача второго режиссера — полностью оградить режиссера-постановщика от производственных проблем. У него другие задачи – творческие.
Съёмка фильма происходит в два периода: подготовительный и съёмочный.
Полный набор функциональных обязанностей второго режиссера:
- организация фото- и кинопроб актеров;
- проведение предварительных репетиций;
- выбор мест натурных съёмок;
- руководство массовками;
- участие в подборе и выборе актеров на главные и эпизодические роли, групповые сцены;
- организация съёмочного процесса;
- создание второго плана;
- участие в разработке сметы на все периоды съёмки фильма: режиссерских разработок, подготовительного периода, непосредственно съёмочного процесса;
- контроль за выполнением съемочной группой творческого замысла режиссера-постановщика;
- создание условий для производства кинофильма на высоком художественном уровне;
- разработка Календарно-постановочного плана и генеральной сметы;
- участие в создании и защите проекта создания фильма;
- составление актерского графика и контроль за дисциплиной;
- подбор интерьера, реквизита, иконографического материала для съёмок;
- рациональное расходование средств генеральной сметы;
- подготовка графика съёмочных сцен с целью непрерывного процесса производства фильма;
- организация просмотра и обсуждения отснятого материала;
- участие в дублировании, сокращении и монтаже фильма;
- создание рекламных роликов к фильму;
- участие в озвучивании фильма, записи музыки.
Профессия второго режиссера в кино и театре продолжает оставаться важной, несмотря на изменения в индустрии развлекательного контента. Второй режиссер играет ключевую роль в организации и координации съемочных процессов, что остается актуальным даже в условиях роста технологий, таких как виртуальная реальность и стриминг. Цифровизация и автоматизация создают новые инструменты для работы, но потребность в квалифицированных специалистах, которые могут эффективно управлять командами и заботиться о мелочах, не исчезает.
С увеличением числа производств контента для разных платформ, включая интернет-сервисы, растет спрос на опытных вторых режиссеров. Они становятся важными связующими звеньями между творческими идеями и их реализацией на экране, что открывает новые перспективы для карьерного роста. Кроме того, второй режиссер может специализироваться в различных жанрах и форматах, что позволяет варьировать профессиональную деятельность и расширять свои навыки.
Важно отметить, что взаимодействие с новыми технологиями и понимание контента также станут ключевыми факторами успеха в профессии. Вторые режиссеры, которые будут готовы адаптироваться к меняющимся условиям рынка, изучать новые тенденции и применять инновационные подходы, смогут добиться значительного успеха. Таким образом, несмотря на изменения в индустрии, профессия второго режиссера имеет все шансы на развитие и остается востребованной.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Слава, признание, успех, творческая составляющая профессии, высокий уровень оплаты труда, востребованность профессии, её высокий престиж.
Минусы:
- Ненормированный рабочий день;
- разъездной характер работы;
- необъятный объём работ;
- высочайший уровень ответственности за результаты работы других людей;
- нервная работа;
- карьеру удаётся сделать единицам.
Второй режиссёр — это не просто помощник сценариста или организатор съемочного процесса. Эта профессия включает в себя множество неожиданных аспектов, которые остаются в тени основных этапов создания фильма.
Одним из малоизвестных фактов является то, что второй режиссёр часто отвечает за «проверку звука» на площадке. Это может включать в себя создание звукового фона, который будет использован во время съемок, что влияет на атмосферу и восприятие сцен, даже прежде чем к работе подключатся звукорежиссеры.
Кроме того, второй режиссёр часто становится «дрессировщиком» актеров, помогая им выразить нужные эмоции и уловить нужные интонации, что делает их игру более естественной и убедительной. Именно этот вклад иногда оказывается решающим для успеха финальной картины.
Место работы
Кинокомпании, киностудии, рекламные компании.
Существует несколько распространённых заблуждений о профессии второго режиссёра, которые могут вводить в заблуждение как людей, интересующихся кинопроизводством, так и начинающих специалистов.
Одно из самых распространённых заблуждений заключается в том, что второй режиссёр выполняет исключительно технические задачи и не имеет отношения к художественному аспекту фильма. На самом деле, второй режиссёр играет важную роль в организации творческого процесса, участвуя в распределении задач и координации всей команды во время съемок.
Также существует мнение, что работа второго режиссёра заключается лишь в помощи первому режиссёру. Однако обязанности второго режиссёра могут варьироваться в зависимости от проекта и могут включать в себя разработку съемочного графика, руководство массовыми сценами и взаимодействие с актёрами. Это требует значительных навыков управления и художественного видения.
Некоторые считают, что в профессии второго режиссёра нет возможностей для карьерного роста. На самом деле, многие успешные режиссёры начинали свой путь именно с этой должности, и опыт, полученный во время работы вторым режиссёром, может быть очень ценным для дальнейшей карьеры в киноиндустрии.
Ещё одно заблуждение заключается в том, что работа второго режиссёра менее важна в сравнении с другими ролями на съемочной площадке. В действительности, без слаженной работы второго режиссёра, обеспечивающего порядок и координацию процессов, эффективность съемок может значительно снизиться, что в итоге повлияет на качество конечного продукта.
В заключение, роль второго режиссёра в кино производстве многогранна и важна. Он не только выполняет организационные задачи, но и активно участвует в творческом процессе, помогая воплотить на экране идеи первого режиссёра и всей команды.
Важные качества
- Коммуникабельность;
- умение сосредоточиться одновременно на нескольких задачах и объектах;
- внимание к мелочам;
- педантичность, склонность к порядку в делах;
- умение находить выход из трудных ситуаций, авралов и форс-мажоров;
- способность импровизировать, так как ни на одной съёмке не бывает, чтобы всё шло по плану;
- стрессоустойчивость;
- умение найти подход к разным типам творческих людей с яркой индивидуальностью;
- психотерапевтический подход по налаживанию отношений внутри большого коллектива;
- лидерские способности;
- широкий кругозор;
- творческое воображение.
Второй режиссер должен конкретно знать, чем занимается каждый работник на съёмочной площадке, какие ресурсы и средства ему нужны для качественной работы и сколько времени это займет.
В целом, это люди с амбициями, авантюристы, живущие вне правил, движущие эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной.
Обучение на второго режиссера
- В Высшей школе журналистики при ВШЭ существуют специальные курсы «Введение в кинопроизводство. Второй режиссер», которые дают представление об обратной, конкретно-производственной стороне кино.
- Московская школа нового кино. Факультет вторых режиссеров.
- Студия «Свободное кино». Киношкола вторых режиссеров.
- Имеются также курсы: Высшие курсы кино и телевидения ВГИК им. С.А.Герасимова
- Мосфильм. Курсы вторых режиссеров. Обучение бесплатное, но с отработкой по окончании курса на площадке. Длительность курса 6-8 месяцев. Набор осуществляется для производственных нужд «Мосфильма».
- Но лучше всего получить сначала базовое образование во ВГИКе — Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии в Москве на режиссерском факультете.
- Московский Государственный университет культуры и искусств, Театрально-режиссерский факультет.
- Институт современного искусства. Факультет режиссуры кино и ТВ.
- Российский университет театрального искусства ГИТИС. Режиссерский факультет.
Оплата труда
Гонорар второго режиссера за один кинопроект может достигать 500 тыс. руб.
Ступеньки карьеры и перспективы
Вторым режиссером можно стать, пройдя несколько ступеней ассистента режиссера. Как правило, дальнейшая карьера второго режиссера складывается в продюсерском направлении. Как говорят, «самый лучший продюсер — бывший второй режиссер». А в целом, слава, успех проекта, всеобщее признание и награды – это и есть удачная карьера второго режиссера, для достижения которой необходимы талант, упорство и трудолюбие.
Интересные факты
Курсы «Второй режиссер» представляют собой практический курс, в рамках которого преподают не только основы профессии второго режиссера, но и азы профессий всех участников съёмочного процесса — режиссера-постановщика, продюсера, оператора и т. д. Каждый обучающийся сможет поработать с литературным произведением: от авторского текста — к сценарию, который затем будет разложен на все производственные этапы.
В результате обучения, получив необходимые навыки, студенты могут стажироваться на реальных съёмочных площадках, а впоследствии работать в индустрии кино- и телепроизводства на позиции второго режиссера.
Программа курсов включает в себя все этапы съёмки фильма — подготовительный и съёмочный периоды, а также правила составления документов по кинопроизводству:
Эффективная организация работы подготовительного периода:
- работа над сценарием;
- кастинг;
- подбор объектов, декораций, реквизита;
- постановка задач перед цехами;
- планирование.
Управление съёмочным процессом и коллективом:
- организация съемочного дня, вызывной лист, тайминг;
- типичные проблемы на съемочной площадке, способы их решения;
- векторы отношений в коллективе, подчинение и субординация.
Составление основных кинопроизводственных документов:
- режиссерский сценарий;
- брейкдаун;
- календарно-производственный план;
- вызывной лист;
- отчет по таймингу;
- производственный отчет с площадки.
Автор статьи: Флюра Ягофарова
Вопросы по теме
Какие навыки особенно ценны для второго режиссёра в процессе работы над фильмом?
Второй режиссёр должен обладать разнообразными навыками, включая управление проектами, организацию съёмок, способность к быстрой адаптации и коммуникабельность. Умение работать в команде и находить общий язык с различными участниками съёмочного процесса также играет важную роль. Знание технических аспектов съёмки и разбираемость в сценарном материале позволяют второму режиссёру эффективно поддерживать визию главного режиссёра и обеспечивать бесперебойный процесс работы на площадке.
Как второй режиссёр может повлиять на итоговый результат фильма?
Хотя в большинстве случаев второму режиссёру не приписываются заслуги за финальный продукт, его вклад может быть значительным. Он отвечает за координацию всех элементов съёмочного процесса, от организации репетиций до поддержки актёров. В его обязанности входит также управление расписанием дня и планирование съёмок, что позволяет главному режиссёру сосредоточиться на творческой части. Хорошая организация работы второго режиссёра может существенно повысить эффективность и качество конечного фильма.
Какие возможны пути карьерного роста для вторых режиссёров?
Вторые режиссёры могут постепенно развивать свою карьеру и продвигаться по служебной лестнице. Стандартный путь включает в себя накопление опыта на съёмках, где они могут затем занять должность ассистента или даже перейти к роли главного режиссёра. Некоторые успешные вторые режиссёры также начинают создавать собственные проекты, что может стать отличной площадкой для демонстрации их творческих способностей. Однако для успешного карьерного роста важно не только наличие опыта, но и навыков нетворкинга и умение налаживать контакты в индустрии кино.