Зачем нужна экологическая экспертиза? Цели и задачи проведения исследований

Экологическая экспертиза проводится для оценки воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду. Она помогает выявить потенциальные угрозы…

Экологическая экспертиза проводится для оценки воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду. Она помогает выявить потенциальные угрозы природе и здоровью людей, а также разрабатывать меры по их предотвращению.

В следующих разделах статьи мы расскажем о том, какие процессы включает экологическая экспертиза, какие факторы оцениваются при ее проведении, а также какие законодательные нормы регулируют этот вид экспертизы. Узнаете, какие типы экологических экспертиз существуют и какие риски возникают при несоблюдении экологических требований. В конце статьи мы расскажем о том, как можно оказать влияние на результаты экологической экспертизы и защитить окружающую среду.

Коротко о главном
  • Оценка воздействия на окружающую среду при реализации строительных или инфраструктурных проектов
  • Определение степени загрязнения водных и земельных ресурсов
  • Оценка состояния биоразнообразия в конкретном районе или территории
  • Определение возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду и разработка мер по их предотвращению или минимизации
  • Подготовка заключения о соответствии проекта требованиям экологического законодательства

Экологический анализ

Экологический анализ — процесс проверки соответствия документации, которая обосновывает задуманную хозяйственную или иную деятельность, с экологическими требованиями, установленными законодательством в области защиты окружающей среды и техническими стандартами.

В Российской Федерации существуют государственный и общественный экологический анализ.

Государственный экологический анализ обязателен для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, сформированной федеральным органом исполнительной власти.

Общественный экологический анализ инициируется и проводится в результате запросов граждан и общественных институций.

Принципы экологического анализа включают:

  • предположение потенциальной экологической опасности любой задуманной хозяйственной или другой деятельности;
  • Необходимость проведения обязательной государственной экологической экспертизы перед принятием решения о реализации экологического объекта;
  • Комплексность оценки влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее последствий;
  • Необходимость учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • Достоверность и полнота представляемой информации на экологическую экспертизу;
  • Независимость экспертов экологической экспертизы при выполнении своих обязанностей в этой области;
  • Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • Гласность, участие общественных организаций и учет общественного мнения в проведении экологической экспертизы;
  • Участники экологической экспертизы и интересующиеся лица должны нести ответственность за организацию, проведение и качество данной экспертизы.

Экологическая экспертиза имеет следующие цели:

  • Проверка соответствия планируемой деятельности требованиям нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды;
  • Выявление масштабов возможного воздействия на окружающую среду в результате проводимой деятельности;
  • Оценка экологической обоснованности и допустимости данной деятельности;
  • Гарантирование достаточности мер экологической безопасности и сохранение природных ресурсов.

Объектами федеральной экологической экспертизы являются:

Список включает в себя не только проекты нормативных и ненормативных правовых актов России, но и комплексные и целевые социально-экономические, научно-технические и другие программы, которые приложат воздействие на окружающую природную среду во время их реализации. Кроме того, список включает проекты генеральных планов развития территорий, создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности, схем развития отраслей народного хозяйства, в том числе промышленности, а также межгосударственных и федеральных инвестиционных программ. Важно учитывать потенциально негативный вклад этих проектов в окружающую среду.

  • Представление аргументов для получения лицензии на проведение деятельности, которая может повлиять на окружающую природную среду;
  • Разработка технико-экономических документов и проектов для строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий и других объектов хозяйственной деятельности, вне зависимости от их бюджетной стоимости, ведомственной принадлежности и формы собственности;
  • Подтверждение документации о разделении продукции, концессионных соглашений и других договоров, которые предусматривают использование природных ресурсов и/или отходов производства, а также проектов международных соглашений и других документов.

Проведение экологической экспертизы государственного уровня

Срок проведения государственной экологической экспертизы должен быть установлен не позднее, чем через 30 дней после получения подтверждающего документа об оплате.

Зависит от многих факторов, включая сложность объекта, экологическую опасность будущей деятельности, особенности территории и экологическую ситуацию в районе. Государственная экологическая экспертиза выполняется Росприроднадзором в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Ее цель — предотвратить возможный экологический вред, связанный с предстоящей деятельностью, такой как сливы токсичных веществ в реку со стороны химических заводов или выкидывание бытовых отходов в лес со стороны владельцев турбаз. Срок проведения экспертизы для объектов повышенной сложности не должен превышать 6 месяцев.

Определение государственной экологической экспертизы

Для того, чтобы убедиться, что предприятие соответствует экологическим стандартам, необходима специальная комиссия, которая проводит проверку документации. В рамках экспертизы изучаются проектные документы, результаты экологического обследования и разрешительные документы на определенные виды деятельности в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 174.

Экологическая экспертиза проводится на двух уровнях:

  • Федеральный уровень. Процедуру регулирует центральное подразделение Росприроднадзора в Москве. Она охватывает масштабные проекты, влияющие на несколько регионов, такие как космический завод или новые технологии, применяемые по всей России.
  • Региональный уровень. Этот уровень экспертизы находится под ответственностью региональных и муниципальных органов власти, в основном это министерства при правительстве субъекта Российской Федерации. На этом уровне проверяются локальные объекты, такие как межпоселковый газопровод или цех по переработке мусора.
Мнение эксперта
Иван Беспалов
Разбирается в финансах, it-технологиях, стартапах

Экологическая экспертиза проводится с целью оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Она необходима для предотвращения возможных негативных последствий для природы и здоровья человека, а также для обеспечения устойчивого развития общества.

Экологическая экспертиза позволяет выявить потенциальные риски и угрозы, связанные с реализацией конкретного проекта или мероприятия. Оценка экологических последствий помогает принять обоснованные решения, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и разработать меры по их устранению или снижению.

Таким образом, экологическая экспертиза является важным инструментом для сбалансированного развития экономики и сохранения природных ресурсов. Ее результаты позволяют принимать информированные решения, способствующие гармоничному взаимодействию человека и природы.

Кого и когда нужно проверять на экологическую безопасность

Экологическая экспертиза обязательна для всех предприятий, которые могут негативно повлиять на окружающую среду. Примерами могут быть объекты по опасному производству и переработке, новые здания на территориях природных заповедников и любые другие сооружения на берегу водоёмов. Если предприниматель собирается добывать полезные ископаемые или внедрять новую технологию, тогда тоже необходима проверка.

Нарушение правил экологической безопасности при возведении гостиничного комплекса на берегу озера или газовой трубы может причинить вред природе.

Возможно, список объектов подлежащих инспектированию изменится в 2023 году, так как правительство планирует проверять здания, строящиеся на курортах. Чтобы уточнить необходимость проверки вашего предприятия, ознакомьтесь с актуальными законами или обратитесь за информацией в Росприроднадзор.

Проведение экологической экспертизы необходимо на этапе проектирования, до начала работ на объекте. Отрицательное заключение приведет к невыдаче государственного разрешения на строительство и осуществление некоторых видов деятельности, а также отказ в финансировании. Например, застройщику будет запрещено строить завод по переработке отходов или получить лицензию на утилизацию мусора. В случае запуска объекта без разрешения возможно наказание в виде штрафа до 250 000 рублей.

Интересный факт
Экологическая экспертиза проводится не только для оценки влияния планируемых проектов на окружающую среду, но и для выявления возможных угроз здоровью человека, а также для обеспечения безопасности животных и растений в экологически уязвимых зонах.

Разновидности проверок

  • Государственные проверки охватывают объекты, которые находятся в эксплуатации, строятся или реконструируются. Они производятся в соответствии с установленным законом расписанием и могут включать в себя проверку документов, инспекционный визит, осмотр или рейдовый аудит.
  • Общественные проверки являются непредвиденными и организуются в ответ на запросы от граждан или местного самоуправления.

Нормативные принципы и правила для проведения проверок определены Федеральным законом от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Основы экологической экспертизы

Представители Росприроднадзора предварительно уведомляют о планируемой проверке за три рабочих дня, а о внеплановой проверке предупреждают за 24 часа посредством приказа или распоряжения. Если предприятие нанесло ущерб природе или произошел ЧП, то экспертиза проводится без предупреждения.

Существует несколько ситуаций, в которых Росприроднадзор может отказать в проведении экспертизы и не рассмотреть заявление компании-заказчика. Например, в случаях, когда:

  • недостаточно подготовлены материалы по объекту экспертизы и оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • не были проведены общественные слушания по вопросу объекта государственной экологической экспертизы;
  • несоблюдены иные правила, установленные ФЗ-174.

Полный перечень случаев, когда возможен отказ в проведении экспертизы, прописан в статье 24 ФЗ-174.

Этапы проведения государственной экологической экспертизы:

  1. Подготовка материалов по объекту экспертизы и оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).
  2. Проведение общественных слушаний по вопросу объекта государственной экологической экспертизы.
  3. Прохождение работы экспертами.
  4. Вынесение заключения и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
  5. Для прохождения государственной экологической экспертизы необходимо представить документы в Росприроднадзоре.
  6. Оплата экспертизы производится после предоставления счета.
  7. Экспертизу проводит комиссия из представителей государственных природоохранных органов и Госкомэкологии России, но не может включать сотрудников, партнеров или представителей заказчика.
  8. Получение заключения – последний этап экспертизы.

Комиссия проверяет следующие аспекты:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в сфере охраны окружающей среды;
  • разработки федеральных целевых программ, связанных со строительством и эксплуатацией объектов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду;
  • обоснование лицензий на деятельность, которая может повлиять на окружающую среду;
  • проектную документацию.

Стоимость экспертизы обычно составляет от 200 000 до 300 000 рублей. Срок проведения зависит от сложности объекта. Экспертизу начинают в срок не позднее, чем через 30 дней после оплаты услуги. Ее продолжительность не превышает 6 месяцев.

По итогам оценки мнения членов комиссии, составлено совокупное заключение, которое претерпело юридическую силу. Информация разбита на категории:

  1. Результат экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Для утверждения требуется согласие не менее двух третей участников комиссии. Не согласные имеют возможность приложить краткую записку к документу.
  2. Если фирма не согласна с выводами комиссии, она имеет право подать апелляцию в суд.
  3. Продолжительность влияния. При истечении срока действия положительного заключения, Росприроднадзор может провести повторную проверку документов. Длительность взаимодействия не превышает пяти лет.

Штрафы. Отсутствие заключения влечет за собой штраф в размере до 250 000 рублей.

Как запросить экспертизу

  • Ознакомьтесь с правилами проведения экспертизы на официальном сайте соответствующего ведомства.
  • Исключите ситуации, которые могут привести к отказу в приеме документов или приостановке процесса.
  • Заполните заявку в электронном виде и отправьте ее.
  • Дождитесь получения подтверждения от Росприроднадзора, подтверждающего прохождение экспертизы.
  • Для получения документов, необходимых для оплаты услуги, свяжитесь с соответствующим органом.

Экологическую экспертизу заказывают физические и юридические лица, такие как промышленные и оборонные предприятия, заводы, утилизирующие твердые отходы, автозаправочные станции, и т.д. Принципы и области применения экспертизы регулируются положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Данный закон определяет процедуру проведения экспертизы нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, а также проектов технической документации и других материалов.

Распространенные заблуждения

Одним из распространенных заблуждений на тему экологической экспертизы является то, что она проводится исключительно для предотвращения загрязнения окружающей среды. На самом деле, цель экологической экспертизы гораздо шире — она направлена на оценку возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной или строительной деятельности на экологическую систему в целом.

Другим заблуждением является мнение о том, что экологическая экспертиза требуется только для крупных промышленных объектов или строительных проектов. На самом деле, она может потребоваться для любой деятельности, которая может повлиять на окружающую среду, включая строительство жилых домов, разработку территории, а также размещение объектов инфраструктуры.

Также существует миф о том, что экологическая экспертиза является лишь формальностью, которая не влияет на решение о допуске к осуществлению деятельности. На самом деле, результаты экологической экспертизы могут серьезно повлиять на принятие решения об утверждении проекта, внесении изменений в планы деятельности или отказ от реализации определенных мероприятий.

При принятии решений о реализации проекта ему необходимо предшествовать государственный экологический анализ. Он должен включать оценку воздействия на окружающую среду и учитывать требования экологической безопасности.

Эксперты, при проведении анализа, должны действовать независимо и учитывать видение общественных организаций и объединений. Результаты должны быть объективными, законными и научно обоснованными.

Важна достоверность и полнота представляемых на экологический анализ информации.

За организацию, проведение и качество экологической экспертизы несет ответственность каждый участник экспертизы и заинтересованные лица.

Вопрос о порядке проведения государственной экологической экспертизы утверждается Правительством Российской Федерации. Оно также осуществляет меры, необходимые для соблюдения законодательства и защиты прав граждан и юридических лиц в сфере экологической экспертизы. Ежегодно Правительство Российской Федерации представляет отчет о своей деятельности в этой области перед Президентом Российской Федерации. Оно также определяет функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере экологической экспертизы (согласно Дополнению абзацу, утвержденному Федеральным законом от 22.08.2004, № 122-ФЗ).

В области экологической экспертизы законодательство Российской Федерации выполняют судебные органы.

Статья 6 предусматривает передачу некоторых полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно этой статье, Российская Федерация передает следующие полномочия в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. принимать нормативные акты в области экологической экспертизы объектов регионального уровня, учитывая особенности экологических, социальных и экономических условий каждого субъекта Российской Федерации;
  2. организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня.

Население должно быть проинформировано о процессе и результате проводимых экологических экспертиз.

Федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за государственную политику и регулирование в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической экспертизы, имеет право принимать регулирующие документы в сфере своей компетенции, а Выдавать методические указания и инструкции по их выполнению со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обязательны к исполнению.

В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами, Контрольно-счётная палата контролирует эффективность и качество осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Она также осуществляет контроль за нормативным регулированием, выполняемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в контексте переданных полномочий. При необходимости Контрольно-счётная палата может вынести предписание об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении изменений в них, которые являются обязательными для исполнения.

Кроме того, она имеет право подготавливать предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и направлять их в Правительство Российской Федерации.

Контроль за эффективностью и качеством выполнения полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые были переданы с правом применения установленных мер по устранению выявленных нарушений, а Возможности привлечения к ответственности должностных лиц, отвечающих за невыполнение или ненадлежащее выполнение переданных полномочий, закреплены за исполнительными органами государственной власти Российской Федерации.

Если органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполняют или не исполняют должным образом переданные полномочия, что подтверждается результатами проверки, проводимой для контроля за эффективностью и качеством процесса, а В других случаях, установленных федеральными законами, то подаются предложения об изъятии переданных полномочий у соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения готовятся и направляются в федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 2 данной статьи.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Прежде чем подать документы на ГЭЭ, необходимо оформить дополнительные приложения:

  • Сведения о воздействии объекта на окружающую среду (ОВОС), основанные на исследованиях, учитывающих экономические, социальные и экологические факторы. Состав материалов по ОВОС зависит от конкретной деятельности;
  • Инженерно-экологические изыскания (ИЭИ) для строительства, которые включают комплекс экологических задач, поставленных в процессе реализации объекта;
  • Материалы общественных слушаний по проекту, которые проводятся с участием заказчика и представителей общественности при определении государственными органами или органами местного самоуправления порядка проведения. Заказчик ведет протокол, учитывая замечания, и предоставляет материалы, которые раскрывают воздействие проекта на окружающую среду. Заказчик оплачивает затраты на проведение слушаний.

Пакет документов для проведения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)

Начиная с 2021 года есть возможность подать документы на Государственную экологическую экспертизу как в электронном, через портал «Госуслуги», так и в бумажном виде (в двух экземплярах) с использованием заверенной электронной подписи. Помимо перечня документов, часто требуется приложить сопроводительное письмо.

Примерный набор документов, который требуется предоставить:

  • проект документации, содержащий экологическое обоснование целесообразности и учет намечаемой деятельности по ОВОС;
  • положительные заключения от государственных или местных органов, согласовавших документацию;
  • опубликованная заявка на повестке дня государственной экологической экспертизы и протоколы общественных слушаний, опубликованные в СМИ;
  • материалы в ходе проведения общественных слушаний;
  • проект и техническая документация для объекта;
  • копия ранее полученного заключения в случае повторной экспертизы.

Обязательно учитывайте, что для госэкспертизы необходимо предоставить предоплату в полном объеме.

Не забывайте, что оплата проводится до начала процедуры ГЭЭ и должна быть полной.

Этапы проведения государственной экспертизы

Государственная экспертиза проводится в срок не более двух месяцев при условии оплаты в оговоренные сроки. При необходимости, по заявлению заказчика срок может быть продлен на еще один месяц.

Рассмотрим главные из этапов, входящих в государственную экспертизу:

1. Прием и регистрация документов.

2. Уведомление заказчика о соответствии или несоответствии документов, а также о требованиях к недостающим документам.

3. Согласование пакета документов и отправка требования об оплате экспертизы заказчику.

4. Изучение проекта и направление межведомственных запросов, при необходимости.

5. Проведение государственной экспертизы и устранение замечаний.

6. Рассмотрение экспертизного заключения в течение 5 дней с момента его утверждения.

На официальном портале Росприроднадзора размещена информация о старте работы экспертной комиссии по государственной экологической экспертизе (ГЭЭ), которая включает данные о датах проведения, месте и времени заседания. Организаторы уведомляют заказчика о времени проведения ГЭЭ, и он вправе присутствовать на заседании.

Важно! При проведении федеральной государственной экологической экспертизы субъект РФ может привлечь представителей региона для контроля процедуры в случае затронутых интересов.

Оплата ГЭЭ

После проверки комплекта документов исполнитель отправляет заказчику уведомление о том, что материалы приняты для проведения экспертизы в течение 7 дней и уведомляет о необходимости оплаты экспертизы в полном объеме. В уведомлении указывается смета и счет на оплату.

Для рассчета затрат на ГЭЭ важно учитывать приказ Минприроды №205 от 12.05.2014 года. Оплата за услуги производится заказчиком в течение 30 дней. Если платеж будет задержан, ведомство может отказать в проведении экспертизы и вернуть документы.

Стоимость услуг экологической госэкспертизы начинается от 200 000 рублей. Полная процедура, включая исследования, общественные слушания и сопровождение компании в процессе ГЭЭ, обойдется бизнесу примерно в 950 000 рублей.

Почему могут отказать в проведении экспертизы

Госорган может отказать в проведении ГЭЭ в случае:

  • отсутствия объекта строительства в перечне п.11,12 174-ФЗ или изменений в законодательстве;
  • непредставления документов по запросу эксперта;
  • неоплаты услуг экспертизы.
  • Отказ заявителя от проведения ГЭЭ может быть оформлен в письменной форме.

Имеете вопросы? Эксперты Главбух Ассистент готовы ответить на них. Они работают с ведущими специалистами из разных контролирующих органов по всей России, что позволяет им эффективно решать любые проблемы в сфере бухгалтерии.

Заключение ГЭЭ

Информация о решении экспертной комиссии по государственной экологической экспертизе доступна на сайте Росприроднадзора в реестре заключений.

Решение может быть отрицательным или положительным, и достигается требованием большинства голосов (2/3). В случае несогласия членов комиссии, окончательное решение принимает ее руководитель.

Если результаты государственной экологической экспертизы оказались отрицательными, то в заключении должны быть четкие указания по тому, какие конкретные улучшения необходимо провести в проекте. Заказчик в свою очередь может решить либо внести правки в проект, либо же обратиться в арбитражный суд, если считает, что результаты экспертизы были приняты неправомерно.

Срок действия заключения экспертизы составляет 5 лет с учетом времени, затраченного на строительство соответствующего объекта. После установленного срока проводится повторная экспертиза. Однако стоит отметить, что если заключение выдано на новые технологии, которые впервые применяются на территории РФ, то оно будет действовать без ограничений во времени. Само заключение содержит выводы о том, соответствует ли проект нормативно-правовым документам в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также содержит информацию о возможных экологических последствиях, которые могут возникнуть при реализации проекта.

На основании проведенной экспертизы составляются заключение и соответствующие материалы, которые выдаются в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для заказчика, а другой отправляется в экспертное подразделение.

Важно! Если в процессе реализации проекта, который успешно прошел государственную экологическую экспертизу, внесены изменения, то результаты экспертизы потеряют свою силу. В этом случае потребуется повторная госэкспертиза.

Этапы проведения экологической экспертизы

Продолжительность прохождения процедуры экологической экспертизы может различаться в зависимости от типа объекта, его использования и расположения. В общем случае, процесс прохождения экспертизы включает в себя следующие этапы:

  • регистрацию заявления и его рассмотрение,
  • направление запросов в межведомственные учреждения,
  • создание приказа или решения о проведении экспертизы,
  • проведение экспертизы,
  • выдачу заключения об услуге.

Сроки проведения экологической экспертизы

Установление сроков проведения экологической экспертизы происходит по приказу территориальной Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В соответствии с требованиями законодательства экспертиза должна быть проведена в течение 60 дней. По заявлению заказчика, если требуется, срок может продлиться на еще один месяц.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Обеспечение соблюдения экологических требований при планировании хозяйственной и другой деятельности – это основная задача государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Эта сфера деятельности в России начала своё развитие в 1988 году после создания Государственного комитета СССР по охране природы. На основе законодательства Российской Федерации, государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проверяет проектную документацию, чтобы принимаемые решения соответствовали требованиям экологических законов, правительственных актов и природоохранных документов, касающихся охраны воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, недр, почв, растительного и животного мира, а также природно-культурных заповедников и памятников.

Организация и проведение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) возлагаются на уполномоченный государственный орган и специализированные экспертные комиссии, предназначенные для:

  • объективной оценки возможных экологических последствий запланированной хозяйственной и другой деятельности;
  • предварительного выявления и предотвращения возможных конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть, если такая деятельность будет реализована;
  • повышения качества экологического обоснования, которое принимается при принятии решений.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является одним из эффективных способов государственного регулирования, направленного на:

  • уменьшение экологических рисков;
  • предотвращение потенциальных негативных последствий запланированной деятельности для окружающей среды и связанных с ней социальных, экономических и других последствий;
  • Защиты государственных интересов РФ от возможного ущерба.

В 1995 году в России был принят Федеральный Закон «Об экологической экспертизе», который регулирует отношения в сфере экологической экспертизы. Он направлен на осуществление конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно этому закону, государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) помогает сохранить и улучшить сферу обитания человека, в том числе:

  • Достигнуть нормативных показателей чистоты атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов в ближайшие годы;
  • Обеспечить безопасную экологическую среду для людей, растений и животных.
  • Создание благоприятных условий для восстановления природного баланса экологических систем и их способности к саморегуляции и самоочищению — является приоритетной задачей.

В соответствии с законодательством, государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) подвергаются практически все виды документации, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, а именно:

  • проекты законов, нормативных правовых актов, целевых программ, схем охраны и использования природных ресурсов, территориальной организации;
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства объектов всех видов хозяйствования и природопользования;
  • другие материалы, обосновывающие предполагаемую хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.

Перед принятием хозяйственных решений, проводится экспертиза объекта Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которая основывается на законах, правилах и экологических нормативах. Это позволяет определить, соответствует ли планируемая хозяйственная и иная деятельность требованиям охраны природы и установить допустимость или недопустимость реализации проекта.

Комиссия экспертов проводит анализ и оценку представленных документов на соответствие следующим параметрам:

  • Эффективность, обоснованность и полнота мер, которые предложены в документации для охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • Необходимо определить точность оценки уровня экологического риска и опасности, связанных с реализацией предполагаемой деятельности.
  • Требуется оценить экологически негативное воздействие, которое может оказаться на природную среду в результате принимаемых решений, а Возможные социально-экономические последствия.

Экспертное заключение, подготовленное государственной экологической экспертизой (ГЭЭ), должно содержать результаты:

  • о соответствии решений нормативно-правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, касающимся сохранения окружающей среды;
  • о полноте оценки прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате реализации принимаемых решений.
  • о том, достаточны ли меры, предусмотренные для обеспечения экологической безопасности общества и сохранения природного баланса;
  • о том, насколько аргументировано экологическое обоснование реализации объекта экспертизы.

После утверждения приказом компетентного государственного органа по экспертизе, заключение государственной экологической экспертизы получает статус официального документа. Получение положительного заключения ГЭЭ является обязательным условием финансирования и реализации соответствующего объекта. В случае получения отрицательного заключения ГЭЭ, реализация проекта запрещена в соответствии с законодательством.

Если проектируемый объект оказывает воздействие на окружающую природную среду на территории двух и более субъектов Российской Федерации (например, тепловые, атомные и гидроэлектростанции, дамбы и водохранилища, крупные промышленные предприятия, нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности, порты и терминалы внутреннего судоходства, автомобильные и железнодорожные магистрали, обустройство нефтегазоносных месторождений, нефтегазопроводы и спецпродуктопроводы), то государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) материалов обоснований инвестиции в строительство и проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и т.п.) проводится на федеральном уровне.

  • Не допустить применение пестицидов и иных вредных токсических материалов;
  • Деятельность предприятия должна соответствовать «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в международном контексте», если она затрагивает интересы сопредельных государств;
  • Для осуществления планируемой деятельности необходимо учитывать совместно используемые с прилегающими государствами природные объекты.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий