Заработок моряков и советы по трудоустройству на судно

Вероятно, многие задумываются о том, как отыскать хорошую, высокооплачиваемую и при этом стабильную работу. В современном обществе таких островков стабильности стало немного, поэтому к выбору профессии следует подходить очень внимательно. Одной из немногих сфер, где предлагается достойная оплата и существует постоянный спрос на специалистов, является морская служба.

В этом материале журнала «Мой Рубль» наш приглашенный эксперт-моряк поделится информацией о том, куда можно поступить для изучения морского дела, какова прибыль специалистов различных профессий на море, какие качества необходимы для этой работы и где искать вакансии на судне.

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Приветствую, меня зовут Владлен. Утверждать, что у меня была какая-то одна конкретная проблема, было бы неверно. Все началось в тот момент, когда я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, намереваясь сэкономить год на пути к своей мечте работать в морской сфере.

Для поступления в высшие учебные заведения нужно завершить 11 классов средней школы. Однако, поступая в колледж, вы можете получить диплом на год раньше и начать работать в море. Санкт-Петербург по праву можно назвать центром морского дела, ведь здесь расположены крупнейшие компании и лучшие учебные заведения в этой области. К таким я отношу: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Я уверен, что в этих учреждениях работают квалифицированные преподаватели, знающие все нюансы морского дела.

Что нужно знать новичку о работе в море

Все мы осведомлены о том, что зарплаты в России невысокие. Если рассматривать актуальную ситуацию, то основными earners являются предприниматели, представители власти и моряки. Эта профессия исторически была прибыльной и предлагает стабильное место работы с высоким окладом. Безусловно, это связано с определенными рисками, именно поэтому и предусмотрена высокая оплата труда.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Заработок моряков может значительно варьироваться в зависимости от множества факторов, таких как тип судна, его географическое положение, а также квалификация и опыт работника. Средние зарплаты могут колебаться от $2,000 до $10,000 в месяц, особенно на коммерческих судах, где высококвалифицированные специалисты, такие как капитаны и инженеры, могут зарабатывать значительно больше. Важно отметить, что многие компании предлагают дополнительные бонусы и льготы, включая медицинскую страховку и выплаты за опасные условия труда.

Для успешного трудоустройства на судно морякам рекомендуется заранее подготовить все необходимые документы, такие как сертификаты о квалификации и медицинские справки. Сеть профессиональных контактов также может сыграть решающую роль в поиске работы. Участие в специализированных выставках, онлайн-платформах и форумах позволяет получить доступ к актуальным вакансиям и рекомендациям от опытных коллег. Непрерывное повышения квалификации и освоение новых навыков, таких как знание иностранных языков, также значительно увеличивает шансы на успешное трудоустройство.

Морские профессии

Итак, давайте перейдем к сути вопроса: вы хотите найти работу на море и получать достойное вознаграждение за свой труд. На этом этапе возникает множество вопросов, и я готов ответить на них. В первую очередь, вам следует определиться, что вам ближе – заниматься разборкой и ремонтом двигателей или сосредоточиться на работе с документацией и картами.

Существует три категории работников на судне: механики, судоводители и электромеханики (о поварах говорить не буду, так как для них сейчас почти нет вакансий). Кроме того, можно выделить еще одну ветвь – это работа рядового состава, который сложно покинуть, или же быть членом команды на более высоком уровне.

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав включает в себя матросов и мотористов, и часто вы можете услышать такие фразы, как «Принеси, подай, почухай». Если вы слышали, что матросы получают хорошие деньги и хотите узнать, как стать матросом на судне, то это сделать не сложно, хотя зарплата матроса не может похвастаться высокой цифрой. Учеба и получение необходимых сертификатов проходят в любом морском тренинг-центре, который имеется практически в каждом городе. После этого вам предстоит сдать экзамен в местной морской инспекции. Главное различие между категориями заключается в том, что матрос – это палубный работник, а моторист – сотрудник машинного отделения.

Обучение на рядовой состав обойдется примерно в 1100-1500$, а по времени займет от 3 до 5 месяцев. С точки зрения окупаемости, ваши затраты будут немного выше месячного оклада, который в среднем составляет от 800$ до 1200$ в различных компаниях.

По истечении нескольких контрактов на судне в роли матроса или моториста, у вас появится возможность повысить свою квалификацию в том же учебном центре, где вы проходили начальное обучение, и снова обратиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

Когда вы получаете повышение, ваша позиция улучшается, и оклад становится больше, также добавляются проценты от компании, если вы трудитесь у них не первый раз. Однако есть один момент: таким образом вы сможете достичь лишь уровня боцмана с зарплатой не выше 2200$. Как видно, возможности карьерного роста здесь ограничены, но процесс начала работы очень простой и быстрый.

Комнадный состав судна и его зарплаты

В состав команды входят помощники капитана, помощники старшего механика, сам капитан и старший механик. Возможности для карьерного роста здесь достаточно широкие, но основной проблемой являются затраты и время, необходимые для обучения. Это обойдётся примерно в 700$ — 800$ в год. Учёба в колледже займет минимум 4 года, а в высшем морском учебном заведении — до 6 лет, чтобы получить диплом на позицию Junior (4-й помощник капитана или старший механик). И это не все расходы: не забывайте о документах и сертификатах, на которые потребуется около 1000$.

Конечно, многих интересует, какую зарплату получает капитан корабля и сколько стоит образование в этой области. Давайте посчитаем.

В итоге, чтобы всё посчитать, нам потребуется потратить 4 — 6 лет и 4000$ — 6000$. Но что мы получаем взамен — это заработки, которые варьируются от 2500$ до 14000$ — 16000$ на должностях капитана и старшего механика. Вполне привлекательно, на мой взгляд.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Как было уже упомянуто, мой путь начинался с колледжа. Я учился на позицию Junior в течение 4 лет. Проблем с оформлением документов не возникло, поскольку все необходимые бумаги подготовила мореходка, за исключением сертификатов, которые я оформлял самостоятельно.

В процессе учебы я решил подстраховаться и, получая образование по своей специальности, одновременно заработал документы матроса второго класса.

Это решение было связано с тем, что на рынке труда спрос на командный состав заметно ниже, но это лишь мнение моих сокурсников, так сказать, «сарафанное радио». Я воспринимал информацию только от них, так как в самой мореходке никто не мог дать четкого ответа.

Кроме того, я параллельно искал практику во время летних каникул, но так и не смог её найти, так как без опыта никто не хотел брать матросом, а для Junior у меня не было диплома, и я занимался получением сертификатов. После завершения учёбы в колледже я стал дипломированным специалистом, и после нескольких десятков собеседований и рассылки своего резюме, мне предложили должность Junior с окладом 2600$.

Условия работы в рейсе

Только что вернулся с рейса и нисколько не жалею, что выбрал именно этот длительный маршрут с продолжительными ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе учебы. Конечно, у каждого своя жизненная ситуация, и многим срочно нужна работа прямо сейчас, но мой совет: морская профессия не для тех, кто стремится сразу к большим деньгам, это труд, который требует как физической, так и психологической выносливости.

Подумайте только, контракты начинаются от четырех месяцев, и это лишь для командирского состава, а для рядовых – от шести. Полгода в замкнутом пространстве, работая, питается и живя с одними и теми же людьми.

Не все способны это вынести, но есть и те, кому такой стиль жизни подходит: тебя кормят, обеспечивают спецодеждой, жильем, работой, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на жизнь. Многим удается даже сдавать свои квартиры на время рейса. В общем, здесь важно сначала подумать о собственных потребностях, а не о деньгах и выгоде.

У меня был случай, когда знакомого списали с судна по его просьбе. Он отработал два месяца без заработка, потому что при увольнении по собственному желанию все расходы на перелет и возвращение на родину встают на работника, а не на компанию. К тому же, в дальнейшем их вряд ли снова возьмут на работу.

Существуют и недостатки для тех, кто имеет семью. Например, если у вас беременная жена и срочно нужны деньги, вы решили пойти в рейс, но тут должен быть важный вопрос: сможете ли вы пережить отсутствие на момент рождения ребенка, его первых шагов или слов?

Это действительно сложно, но если вы молодой человек без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и путешествовать, то это работа точно для вас.

Здесь нет другого варианта: ты либо полностью отдаешься работе, либо лучше вообще не устраиваться. Подумайте о юридической сфере, медицине или программировании, которые сейчас очень востребованы. Конечно, студентов в этих областях много, и найти работу непросто, но, увы, такова жизнь, и иногда приходится делать выбор.

Секрет успеха для желающих работать на море

Ключевой момент, о котором стоит подумать, это выбор университета. Не стоит ориентироваться на высокую стоимость обучения, поскольку это не гарантирует качества. Опытные преподаватели зачастую способны дать больше знаний по сравнению с молодыми “спекулянтами”.

Не стоит прибегать к покупке дипломов, так как это может привести к неприятностям на судне, включая проверки ваших навыков и возможное выселение в ближайшем порту.

И, конечно, важным моментом является вопрос трудоустройства в рейс. Не стоит доверять свои деньги людям, которые именуют себя “агентами” и берут с вас оплату за предоставление вакансий. Это может стать простой потерей денег, так как либо компания будет иметь низкий рейтинг, либо вы не задержитесь в ней надолго. Лучше иметь реальные знания и обращаться в авторитетные крюинговые компании, проходя их тесты и собеседования, ожидая от них предложения.

Кстати: планируешь дальнее плавание? Полезный совет: можно взять ипотеку и сдать свою квартиру в аренду. Жизнь на море, а пенсия — в своем жилье. Пройди тест и узнай, под какой процент тебе предоставят ипотеку. Банки охотно работают с моряками!

Лучше подождать пару месяцев и дождаться вакансии от крупной и надежной судоходной компании, чем потом рисковать невыплатой зарплаты от фирмы, которая отправит вас в рейс сразу после получения своей “благодарности”. К сожалению, многие крюинговые компании требуют такую “благодарность”, и иногда, даже желая уйти к более крупному работодателю, людям приходится соглашаться на имеющееся предложение.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Ситуация на рынке труда для моряков остается стабильной, без заметных изменений в сторону роста или снижения. Но как же так получается, что при таком количестве выпускников спрос не уменьшается? Ответ очевиден: согласно моим данным, примерно 70% моряков, завершивших обучение в вузах или колледжах, не применяют свои знания в профессиональной деятельности.

На вопрос «Почему так?» нельзя дать однозначный ответ. У каждого свои причины: кто-то понял, что это не их путь, после первого рейса решили, что больше не вернутся на море, а кто-то предпочитает заниматься семейным бизнесом. Я наблюдаю за этой ситуацией, и почти половина моих одногруппников выбрали совершенно иные профессии, стали маркетологами, уборщиками, даже политиками (особый случай с одним молодым человеком), но никак не моряками.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули  с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вам интересны мнения о работодателях, стоит выделить компании Columbia Shipmanagement, MSC, Marlow Navigation и Bernard Shultz. Эти крюинговые компании надежны и способны предложить достойную работу как для рядовых моряков, так и для членов команды.

В Санкт-Петербурге находятся филиалы этих компаний. Кроме того, в них все еще есть кадетские программы, которые так актуальны для новоиспеченных моряков. Однако следует учитывать, что ваши знания проверяются не только при прохождении компьютерного теста, но и на двух устных собеседованиях с опытными специалистами, поэтому полагаться на удачу не стоит. Гораздо разумнее будет тщательно подготовиться и повторить все команды, инструменты и прочий материал, изученный на курсах или в учебном заведении.

Читайте также: Жизнь на корабле — рассказ матроса.

Хочу отметить, что эта профессия не так сложна в процессе обучения, но на практике может оказаться трудной для некоторых. Знания моряка и знания профессионального юриста значительно отличаются, и акцент тут делается на вашу психологическую устойчивость.

Сможете ли вы, за приличные деньги, которые сейчас трудно заработать на суше, провести половину своей жизни в море? Только после честного ответа на этот вопрос следует двигаться в этом направлении.

Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным, и желаю вам семь футов под килем!

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий